Как правильно выбрать риэлтора
Казалось бы, к выбору риэлтора стоит подходить серьезно. Все-таки речь идет о прилично дорогой услуге или о серьезном риске при отказе от услуги. Однако, не все и не всегда выбирают лучших. Как говорит Дэвид Нокс (David Knox), выбирают не того, кто лучше, а того, кто рядом в момент, когда приспичило.
Вот и получается бег по граблям, который еще и воспринимается как неотъемлемая часть продажи или покупки недвижимости. Явление вполне международное, потому как страдают от неумения выбирать во всем мире одинаково.
И дело вовсе не в том, что выбирают тех, кто берет подешевле.
Открою вам маленький секрет: о рисках и о цене бездействия большинство клиентов риэлторских компаний задумывается чаще, чем об экономии. Оно и понятно: люди, не имеющие никакого опыта крупных продаж, опасаются учиться на своих ошибках. Лучше довериться профи.
Но вот тут-то и подстерегает засада. А как их, профи, друг от друга отличить? Они же все, как китайцы, на одно лицо.
Все - довольно приятные в обиходе и в общении (а где вы встречали неприятного риэлтора!?) , все - мастера разговорного жанра, все - уверенно обещают, что решат Вашу проблему. А как проверишь? Жилье продавать - не ногти в порядке содержать: делать это нормальному человеку приходится нечасто.
А как бы было все просто, если бы качество напрямую зависело от цены! Дорогой ценник - хороший риэлтор. Дешевый - значит, с щербинкой какой-то, с брачком.
Но ведь и на дорогом на проблемы напороться можно, и задешево отличный сервис получить случается, как бы нам ни хотелось более простой и линейной зависимости.
Вот и остается экономить. Или полагаться на авось. Потому что гарантии, увы, нет.
Может, есть хотя бы какие-то ориентиры?
Действительно, есть.
Итак:
1. Репутация риэлтора. Как ее проверить? Способов несколько.
- Говорят, что лучший способ - рекомендация. Это так. Но с небольшим уточнением: стоит прислушиваться к рекомендациям людей, близких Вам по духу, по стилю, по доходу, ну и по темпераменту. Иначе можно не только на неправильного для себя человека напороться, но и отношения с рекомендателем подпортить.
- "Доверяй, по проверяй". Не зря говорят, что Гугл (или Яндекс) - лучший друг человека. Если Вы собираете продавать жилье, то иметь дело с риэлтором, который не умеет позиционировать себя и свои объекты в Интернете - опрометчиво. Обратитесь к поисковикам и просто наберите имя своего потенциального агента. Поищите Вашего риэлтора в социальных сетях. Посмотрите на манеру общения, корректность, качество советов, умение вести дискуссию и отвечать на возражения.
2. Позиция риэлтора в профессиональном сообществе. Критерий важный. Если Ваш риэлтор, мягко говоря, не дружит с коллегами, то и клиенты его оказываются в недружелюбном окружении. Продажа недвижимости - работа командная, тут в одиночку многого не достигнешь.
- Спросите, есть ли у Вашего клиента группа поддержки - помощники, консультанты, партнеры, старшие товарищи. Есть ли у кого проконсультироваться по внешним вопросам - юридическим, техническим и пр.
3. Умение риэлтора строить отношения, комфортность в общении. Очень важный критерий! Будь хоть он трижды профессионалом, но если Вам неловко позвонить риэлтору с вопросом или с просьбой, если Вы не чувствуете себя удобно в общении с ним - надо выбирать другого агента. Одна из серьезнейших задач риэлтора - выявить Ваши истинные проблемы, потребности и интересы. Без открытого общения это сделать невозможно. Значит, есть риск получить совсем не то, к чему Вы стремились.
4. Умение риэлтора аргументированно отставивать свою позицию и представлять преимущества своей услуги. Если риэлтор все время поддакивает и соглашается с Вами, даже когда Вы сами чувствуете, что Вас "понесло", это знак того, что агент не умеет лидировать и будет просто реагировать на Ваши или чужие капризы, вместо того, чтобы уверенно и со знанием дела организовывать сделку.
- Если риэлтор свои преимущества представить и отстоять не может, то что же случится с Вашими?
5. Наличие профессиональных инструментов риэлтора. Вы едва ли наймете плотника, у которого нет топора и рубанка. Или хирурга без скальпеля. У риэлтора тоже должны быть инструменты. Без них человек не может считаться профи. Какие инструменты?
- бланки договоров
- компьютер
- доступ к профессиональной базе данных объектов
- аналитическая информация
- средства для быстрой связи и улавливания обращений клиентов
- современный веб сайт или блог
- профессиональные презентационные материалы
- средства для презентации Вашего объека в Интернете
- средства для презентации Вашего объекта традиционными способами
- фотоаппарат и умение им пользоваться
- программное обеспечение и т.п.
6. Цена услуги. Да, цена-таки важна.
- Во-первых, у Вас должны быть средства на оплату специалиста.
- Во-вторых, у Вашего агента должны оставаться средства на оказание Вам качественной услуги из тех денег, которые Вы готовы платить. Не забывайте, что агент оказывает Вам услугу авансом, но это не значит, что ему все достается бесплатно - агенту за все приходится платить либо деньгами, либо личным временем, талантом, знаниями и умениями.
- В-третьих, у риэлтора, независимо от запрашиваемой цены, должен быть наготове ответ на вопрос "За что такие деньги?" Ваше дело - вопрос этот не забыть задать, а ответы внимательно выслушать и проанализировать.
Кстати, хороший риэлтор, не дожидаясь Ваших вопросов или подсказки, сам покажет Вам, что и как он будет делать чтобы Вам помочь. И не просто расскажет, а аргументированно и красиво покажет при помощи подручных презентационных материалов. Хороший риэлтор заранее согласует план продажи с Вами. Хороший риэлтор заранее установит, как, когда и по каким поводам будет происходить Ваше дальнейшее общение.
Про хороших риэлторов могу рассказвать бесконечно долго и с удовольствием. Пусть всем нашим клиентам помогают только отличные профессионалы!
Удачи всем!